Из личного архива семей учеников

Таксе Миша, 5-Б








Малик Катя, 10-Б

Мой прапрадед Эйдлин Моисей Миронович (1880 года рождения) 

Посылал письмо Николаю II, когда у него родился наследник, чтобы тот разрешил Моисею учиться в Казанском университете (на юридическом факультете), ибо евреям было запрещено учиться в университете. Николай разрешил ему учиться.
У Моисея была жена Фрейда Зиновьевна Эйдлин (1894 года рождения)
На фотографии Моисей, Фрейда и двоюродный брат Моисея.
Он уехал в Америку и помогал семье присылая деньги и посылки.


 В 47 лет Фрейда стала вдовой во время эвакуации в эвакуации в Ташкенте. Потому что ее муж остался в Киеве, считая, что немцы порядочный народ, и не сможет сделать ничего подобного.  Однако когда началась оккупация, Моисея выдал дворник и его (Моисея) увезли в Бабий яр.
Квартиру разграбили, и уже когда семья вернулась домой, у соседей нашли столовое серебро и сахарницу.
Рувин Давидович Бляхер (зять Моисея) 1916 года рождения, во время войны был в партизанах под командованием Ковпака. Соединение Ковпака воевало в Белорусских лесах.
Мира Моисеевна Бляхер (дочь Моисея) работала в штабе Киевского военного округа (тогда он находился рядом с Софиевским собором). Перед  войной задержала шпиона и получила медаль.
В эвакуации в Ташкенте работала  в академии имени Сталина и Фрунзе. В первом секретном отделе (на самом деле он просто находился в этой академии) машинисткой.
Как только освободили Киев вся семья вернулась. Однако их квартира была занята и им пришлось поселиться в подвале. 


На фотографии Мира, ее муж Рувин и их дочь Флорида (моя бабушка)
Моя бабушка Флорида Рувиновна Бляхер, отправляла письмо в Яд Вашем, в котором говорилось что Ейдлин Моисей Миронович, был расстрелян в Бабьем Яру, и вот что пришло в ответ:





Мирошниченко Марк, 10-А


Мой прадед Медведев Лейб Абрам-Ельович родился в Житомире, в семье кожемяки. Получил медицинское образование, стал фельдшером. Женился на дочке , дочка известного в Житомире ювелира, Фане Марковне Пресман. У них родились две дочери, в 1934 г. – моя бабушка Беба Львовна, 1941 г. – вторая дочь. 22 июля 1941 г.  - немцы бомбили Житомир. Лейба призывают в армию, а свою семью с помощью брата жены Льва Марковича Пресмана(известный артист киевской оперетты) эвакуирует в Киев, откуда семья уезжает в Казахстан. В скорее в Киеве оказался и сам Лейб. Во время безуспешной обороны Киева, когда на немцев были брошены солдаты ,практически без оружия, он попадает в плен. От расстрела в концлагере его спасает профессия – фельдшер. Ему поручают, комендант лагеря медицинское наблюдение за заключенными. В 1942 г. ему удается бежать из плена, но попав к своим, он снова оказывается в концлагере, теперь уже как предатель родины, побывавший в плену. В 1943 г. его ссылают во Львовскую обл. где как раз разворачивается борьба советских войск с ОУН-УПА. Работая сельским фельдшером он лечит и крестьян, и  воинов советской армии, и помогает бандеровцам. В 1945 г. место ссылки меняется, теперь это безымянный аул в 10 км. от Алма-Аты. По дороге к новому месту ссылки ему удается тайно пробраться в Киев, где он узнает , что его жена и младшая дочь умерли еще в 1941 г. от болезни. Он хочет забрать с собой в Алма-Ату старшую дочь, но родственники не позволяют ему это зделать . Ему приходится самому ехать в Казахстан. Каждый день он обязан отмечаться в отделение милиции в Алма-Ате, часто этот путь приходилось проделывать пешком. После победы в 1945 г. его ссылка заканчивается, но ему запрещено даже появляться в Киеве, и он едет в Горький(нынешний Нижний Новгород), где работает врачом. Там он женился, у него родились двое сын и дочь – Леонид и Ираида. В начале 50-х он вместе с семьей переезжает в Москву где и живет до самой смерти.
Пресман Лев Маркович(Лейба Морткович) родился в 1908 г. в семье известных житомирских ювелиров. Поступил в Киевскую консерваторию, но проучившись 2 года бросил учебу что бы стать актером киевского театра им. Леси Украинки. Не долго проработав в этом театре, вступает в трупу киевского театра оперетты. В 1930-70 г. Лев Маркович Пресман – один из популярнейших актеров театра. Зрители специально ходят на “Пресмана”. В годы войны вместе с театром работает в Алма-Ате. В 1970-90 г. – режиссер киевского театра оперетты. Ставит в основном оперетты классического репертуара. Также много спектаклей поставлено им в театре родного города Житомир. К сожалению громадная актерская популярность не была оценена ни какими званиями, причиной этого стала национальность. Несмотря на это именно Лев Маркович Пресман был одним из самых популярных актеров театра оперетты за всю историю его сосуществования. Увы, но его творческий путь не отмечен даже мемориальной табличкой на стенах театра.
Род Пресманов из давна занимался ювелирным искусством. В Житомире у них был свой двух этажный особняк в центре города, на первом этаже которого размещалась магазин и мастерская, а на втором жила семья. После революции семье удалось сохранить мастерскую и продолжить дело. В 1941 г. когда семье спешно пришлось эвакуироваться  единственному кто оставался в городе Медведеву Лейбу Абрам-Ельовичу было поручено надежно спрятать готовые ювелирные изделия, также золото и драгоценности. Задание он выполнил, однако дальнейшая его судьба увела его далеко от родного города. Тайну спрятанного клада он не открыл ни кому из своих родственников, известно только что за пару месяцев до своей смерти, будучи уже тяжело больным он, самостоятельно приехал в Житомир и, вернувшись домой в Москву, рассказал лишь что клад в сохранности. 

                  

Митник Антон, 5-А


История одной  любви
Левандовская Феня Моисеевна потомок древнего рода Левандовских .   Прекрасная, образованная, послушная. еврейская девушка, которая воспитывалась  в еврейских традициях. Посмела ослушаться родителей…….
 Грищенко Георгий, внук священников. Мальчик воспитывался  на принципах христианской морали. С молоком матери впитавший глубокий смысл Библии. Полюбил еврейскую  девочку…..
   Феня Моисеевна работал контролером-ревизором управления Васильковского района. А Грищенко Георгий  -  в  райкоме партии этого же района. Однажды встретившись, молодые люди  не смогли забыть друг друга. Феня вспоминала небесно-голубые глаза Георгия. Георгий не мог забыть волнующий голос и такой добрый и открытый взгляд Фени.
Родители двух молодых людей были категорически против -  видеть в доме человека, исповедовавшего другую религию. 
 Но молодость и любовь не хотели кориться зрелой мудрости и обдуманности. 
В 1936 году Георгия переводят в райком партии города Ялты. Феня, не послушав запрета родителей,   едет вслед за любимым. Там они  поженились ,а  в 1939 году у них родился первенец Владимир.
  Великая  Отечественная война  изменила планы всех советских людей. Не исключением была и молодая семья  Грищенко-Левандовская. Георгий уходит на фронт и в первые дни войны пропадает без вести .
 Феня с маленьким Володей едет к родителям мужа, в город Васильков. Родители очень нелюбезно встретили невестку.  Но Феня решила, что раде сына и во имя любви к мужу вынесет все.  Когда свекор  и свекровь умерли, Феня похоронила их, соблюдая  традиции христианства, т. к. эти люди были верующими и чтили традиции предков. Феня не могла поступить иначе , т.к. знала , что вера, не зависимо какая она, очень важна для человека, вера-это нечто святое, то, что передается с молоком матери и проносится в душе и сердце всю жизнь , то, невозможно запретить, невозможно разрешить. . Феня чтила и соблюдала еврейские традиции,  хоть и делала это тайно, не вынося на показ.
   После похорон свекра и свекрови, Фене вынесли выговор .Но она была уверена, что сделала так, как велит сердце, так, как учат неписанные законы  человечества, что выполнила свой долг.
 А Георгий так и не возвратился… Феня всю жизнь искала его, она не хотела верить в то, что его нет в живых.
Володю Феня воспитала культурным, образованным  человеком. Он вырос, стал очень хорошим хирургом.
Но , к сожаления, не все во власти врачей. Как не боролся любящий сын за жизнь матери , в 1976  году смерть отняла у сына мать, у внучки – бабушку, у жизни –хорошего человека. Похоронена Феня Моисеевна на кладбище в Берковцах
    Вот такая история о любви, о вере, о жизни.


  Литман Максим, 10-А
                                            
  Невероятное “Дело Врачей”
    Конечно вы спросите как связано это известное дело с моими корнями. Все очень просто и невероятно сложно. С моей прабабушкой по маминой линии (Ильяшенко Татьяна Ивановна)случился невероятный случяй. В 1938 году она сильно заболела, её муж (Ильяшенко Яков Алексеевич) через свои связи в Кремле получил разрешение от И.В.Сталина разришения о транспортировки в кремлевскую больницу, где лечилиась вся советская верхушка обшества. Лечащий врачь (Коган Михаил Борисович) , не зная о алергии на припараты у моей прабабушки, вколол ей антибиотик, после чего она умерла. Если вы думаете, что это была вся история, то вы заблуждаетесь. 
Через три дня после смерти санитар, ходяший по моргу, услышал резкий вдох под покрывалом и тут же позвал врачей. Когда прабабушка проснулась, то увидела сидяшего возле себя врачя (того же Когана Михаила Борисовича), считавшиго пульс. Как оказалось у моей прабабки была клиническая смерть. Через три недели она полностью поправилась и все недуги отступили. Узнавши об этом, мой прадед сказал:”Ничего, она еще всех нас переживет!”. Так оно и случилос. Прадед погиб 1942 году в самолете под Сталинградом, а врач — в 1951 году. 






Рудман Ира, 11-Б



Фамилия Рудман имеет довольно интересную историю происхождения и относится к распространенному типу европейских фамилий.
Фамилия Рудман ведет свое начало от староанглийского слова «rudde», которое переводится на русский язык как «рыжий». Компонент «ман» восходит к английскому «man» – «человек». Вероятно, фамилия отражала особенности внешности человека, скорее всего предок был рыжеволосым.
Согласно другой версии, фамилия Рудман ведет свое начало от идишского женского имени Руде и слова «man», в переводе с древнееврейского - «муж». Следовательно, данная фамилия означала «муж Руды» .
Фамилии, образованные от личных женских имен, есть у многих народов. Но среди еврейских фамилий процент метронимических гораздо выше, чем у других народов. Общепринятым объяснением этого факта является то обстоятельство, что у евреев (особенно в Европе) женщины в 18-19 веках играли более активную социальную и экономическую роль, чем у их христианских соседей, а также то обстоятельство, что в иудаизме в заупокойных и поминальных молитвах, а также в молитвах об исцелении, принято называть того, о ком молятся, по имени матери, а не отца (то есть, например, «Авраам сын Рахели» или «Ханна дочь Ривки» и т. п.)
Моя семья  уже очень долго живёт в Киеве. Еще мой прапрадед  Михей жил  здесь со своей женой Хаей Бенюаминовной . Мой прапрадед  работал сапожником, у него был ларек на Лук’яновке.
Когда началась война, мой прапрадед забрал прадеда с прабабушкой в Киев,но прадедушку забрали на войну и он пропал без вести … Моя прабабушка Ривка работала на швейной фабрике, на которой позже работал мой дедушка Аркадий там он познакомился со своей будущей женой Милой.. Так родился мой папа.

Харченко Алина и Ира, 10-Б

История нашей семьи
Бабушкина мама – Швацбург Энта Генделевна родилась в 1909 году в городе Бердичеве, происходит из еврейской семьи, где было трое детей (одного усыновили).
Наша бабушка Крамаровская Ирина Янкелевна родилась в 1940 году  в городе Киеве.  В 1941 года началась Вторая мировая война и когда моей бабушке было 2 года, её семью: прабабушку, бабушку, брата и сестру - эвакуировали в Узбекистан, в город Наманган.  А дедушка в это время ушел на фронт, как говорят, он воевал под Киевом, там и погиб.  Вернулись они в Киев в 1946 году.  
Прадедушка и прабабушка
1945 год - во время эвакуации. Бабушка и её брат














1942г.- Справка о местонахождении семьи
Документ о проживание в Киеве до эвакуации
















Бельцер Сережа, 10-А
Исследовать свои корни было довольно интересно. Я узнал много о тех, кого не знал...