Из истории еврейской общины Киева

Захаров Денис, 11-А




Кикоть Богдан, 11-Б
Историки расходятся во взглядах на то, когда первые иудеи обосновались в Киеве.

1) Сторонники официальной версии придерживаются мнения, что первые евреи поселились в городе в ходе активных торговых отношений Древней Руси с Византией во второй половине Х века. Осели и продолжили, говоря современным языком, развивать свой бизнес.
Несколько иную версию выдвигает Л.Гумилев: «Сподвижниками Святополка становились уже не бескорыстные радетели Русской земли, но хитрые, алчные и часто совершенно бессовестные придворные. Чтобы уверенно опираться на них, великому князю требовались немалые деньги. И Святополк пошел на нехитрую операцию: он пригласил из Германии евреев-ростовщиков. Ростовщики получили право жительства в Киеве, возможность построить синагогу и свободу в финансовых операциях. Прибывшие с Запада в Киев евреи благодаря своему опыту и сплоченности быстро отняли у непривычных к ростовщичеству киевлян большую часть клиентуры. Однако ростовщики-евреи не ограничились этой деятельностью. Ссужая великому князю деньги, они требовали для себя возможностей максимальной наживы».
Так или иначе, в 1113г. на Руси произошел первый еврейский погром. Хоть и считают, что мятеж в Киеве имел главной своей причиной борьбу за власть, попытку посадить на престол Мономаха, но в то же время мятежники стремились избавиться от долгов, ограбив своих кредиторов, а торговые люди рассчитывали покончить с богатыми конкурентами.
2) Другая группа историков склоняется к мысли, что иудаизм пришел в Киев с Северного Кавказа, где во второй половине 1 тысячелетия размещалась столица Хазарского каганата (рис.1). Дело в том, что еще в первой половине VIII в. перед правительством Хазарии встала дилемма - либо христианство, либо ислам, но выбор пал третью религию, что позволило хазарам чувствовать себя равными с христианской Византией и исламским Арабским халифатом. Приняв иудаизм, как государственную религию, хазары соблюдали Тору и Талмуд, еврейские праздники, обычаи. Истины ради стоит сказать, что многие из них были прозелитами. Но  и еврейские общины были одной из важнейших составляющих хазарских городов.
Все это позволило этой части ученых относить возникновение Киева к началу VIII в., когда эти места были подвластны хазарам, а населяли их тюркские и иранские племена. В это время по Днепру проходила хазарская граница, и Киев был заложен как хазарская крепость.
На еврейско-хазарское основание Киева может указывать совпадение имени Хорев с наименованием библейской горы Синай в Синайской пустыне, о которой в Торе сказано: «А Моше пас скот тестя своего Итро, правителя Мидьяна, и погнал он скот на ту сторону пустыни, и дошёл до горы Всесильного, до Хорева» (Исх. 3:1). Это позволяет допустить, что имя киевской горы "Хоревица" возникло ещё в дохристианский период. Оно было перенесено еврейско-хазарской общиной с известных ей легендарных топонимов на киевские реалии, а славянские жители Киева сохранили это название. Древнее имя Киева "Самбатас", также происходит от еврейско-хазарского корня и восходит к названию реки Самбатион ("Субботней" реке талмудических легенд: эта река на краю ойкумены в субботний день пребывает в покое, а на берегу её проживает праведная еврейская община). Окраинное положение киевской общины, видимо, способствовало такому наименованию. Да и Днепр в те времена именовался «Израй-река». О многом свидетельствуют и топонимические термины: "козары", "хазарские ворота", "жидове", "жидовские ворота", упоминаемые в русских летописях в 1146 и 1151 гг. 

В хазарские времена в Киеве существовала большая еврейская община, которая имела обширные связи с единоверцами разных стран и славилась своей учёностью. Первый документ, в котором встречается упоминание о Киеве - это письмо, написанное хазарскими евреями, проживавшими в Киеве в первой половине X в. на прекрасном литературном иврите.

3) Чтобы осветить третью точку зрения на истоки иудаизма в Киеве, которая является своеобразной компиляцией двух предыдущих, стоит обратиться к материалам сайта российских хасидов chassidus.ru.
«Евреи приходили в Киев не только с востока или из Крыма и Кавказа, но и из европейских стран. Известно, что с девятого века проходили через славянские земли купцы-евреи, которых арабские историки называют раданитами. Через этих раданитов шла основная торговля Европы с Азией. Сказано о них в "Книге путей и государств" арабского географа Ибн-Хордадбха: "Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк, меха и мечи... На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран..." Раданиты везли товары разными путями, в том числе и через славянские страны, к хазарам в Итиль, а оттуда через Каспий — в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути, и в еврейских источниках этих купцов называли "голхей русия" — идущие в Русь.
Так встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было два особых квартала, один из которых назывался "Козары", а другой — "Жидове". Возле второго квартала находились одни из ворот города — Жидовские ворота, которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая Киев от половцев, "Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских, а Ростислав перед Жидовскими вороты". Евреи в Киевской Руси составляли группу свободных людей, которые занимались транзитной торговлей, что было чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения, но жили преимущественно в городах, в особых кварталах. В. Татищев отмечал, что в Киеве даже существовала синагога, в которой евреи заперлись во время смуты в 1113 году и выдержали осаду до прихода Владимира Мономоха.»
4) Три точки зрения на историю. И каждая имеет право на жизнь. Как все было на самом деле, мы, наверное, не узнаем никогда. Но с полной уверенностью можно утверждать: иудейская община принимала активнейшее участие в политической, социальной и экономической жизни древнего Киева. Вплоть до его полного разрушения ордами Батыя в 1239-40 гг.
Вернулись евреи в Киев лишь спустя 6 веков. И приложили немало сил и средств, чтоб сделать его таким, каким мы знаем Киев сейчас. Но это уже совсем другая история.      


Из рабочей тетради Фридман И. "Маса Шарашим, Украина", опробировано 10-Б



1 комментарий:

  1. Думаю історики "офіційної" історії як завжжди помиляються))) Євреї нізвідки не приходили вони в Києві завжди жили. Це насправді був кордон Іудейського царства після розділу царства Атилли (Давида). А росія всіляко намагається приховати факт того що центральна і сх Європа це фактично той самий Обіцяний Всевишнім край. Читаймо арабських істориків і робимо висновки... я дивуюся як могло стільки євреїв повестися на слова Сталіна про створення Ізраїлю (який їх винищив мільйонами!) і в самому СРСР була також політика антисимітизму з ціллю щоб євреї виїжджали у пустелю до арабів! власне це не нова політика росії (едому=сеїру=вавілону великого) це саме творилося ще за часів Володимира і так званого "хрещення" русі коли російська армія (варяги=скіфи) винищили 75% євреїв а всіх інших примусово навертали до грецької православної віри... синагоги руйнувалися на їх місці будувалися інші церкви уже за грецьким зразком в якому немає місця для євреїв- почалося переслідування євреїв-іудаїстів та євреїв-християн, які сповідували про прихід месії - вірили в єдиного Бога і великого пророка Ісуса, святкували пасху 14 нісана з прісними хлібами, святкували суботу...)

    ОтветитьУдалить