Захаров Денис, 11-А
Кикоть Богдан, 11-Б
Историки расходятся во взглядах на то, когда первые иудеи обосновались
в Киеве.
1) Сторонники официальной версии придерживаются
мнения, что первые евреи поселились в городе в ходе активных торговых отношений
Древней Руси с Византией во второй половине Х века. Осели и продолжили, говоря
современным языком, развивать свой бизнес.
Несколько иную версию выдвигает Л.Гумилев: «Сподвижниками
Святополка становились уже не бескорыстные радетели Русской земли, но хитрые,
алчные и часто совершенно бессовестные придворные. Чтобы уверенно опираться на
них, великому князю требовались немалые деньги. И Святополк пошел на нехитрую
операцию: он пригласил из Германии евреев-ростовщиков. Ростовщики получили
право жительства в Киеве, возможность построить синагогу и свободу в финансовых
операциях. Прибывшие с Запада в Киев евреи благодаря своему опыту и
сплоченности быстро отняли у непривычных к ростовщичеству киевлян большую часть
клиентуры. Однако ростовщики-евреи не ограничились этой деятельностью. Ссужая
великому князю деньги, они требовали для себя возможностей максимальной наживы».
Так или иначе, в 1113г. на Руси
произошел первый еврейский погром. Хоть и считают, что мятеж в Киеве имел
главной своей причиной борьбу за власть, попытку посадить на престол Мономаха,
но в то же время мятежники стремились избавиться от долгов, ограбив своих
кредиторов, а торговые люди рассчитывали покончить с богатыми конкурентами.
2) Другая группа историков
склоняется к мысли, что иудаизм пришел в Киев с Северного Кавказа, где во
второй половине 1 тысячелетия размещалась столица Хазарского каганата (рис.1).
Дело в том, что еще в
первой половине VIII в. перед правительством Хазарии встала дилемма - либо
христианство, либо ислам, но выбор пал третью религию, что позволило хазарам
чувствовать себя равными с христианской Византией и исламским Арабским
халифатом. Приняв иудаизм, как государственную религию, хазары соблюдали Тору и
Талмуд, еврейские праздники, обычаи. Истины ради стоит сказать, что многие из них были
прозелитами. Но и еврейские общины были
одной из важнейших составляющих хазарских городов.
Все это позволило этой части ученых относить возникновение
Киева к началу VIII в., когда эти места были подвластны хазарам, а населяли их
тюркские и иранские племена. В это время по Днепру проходила хазарская граница,
и Киев был заложен как хазарская крепость.
На еврейско-хазарское основание Киева может указывать совпадение имени
Хорев с наименованием библейской горы Синай в Синайской пустыне, о которой в
Торе сказано: «А Моше пас скот тестя своего Итро, правителя Мидьяна, и погнал
он скот на ту сторону пустыни, и дошёл до горы Всесильного, до Хорева» (Исх.
3:1). Это позволяет допустить, что имя киевской горы "Хоревица"
возникло ещё в дохристианский период. Оно было перенесено еврейско-хазарской
общиной с известных ей легендарных топонимов на киевские реалии, а славянские
жители Киева сохранили это название. Древнее имя Киева "Самбатас",
также происходит от еврейско-хазарского корня и восходит к названию реки
Самбатион ("Субботней" реке талмудических легенд: эта река на краю
ойкумены в субботний день пребывает в покое, а на берегу её проживает праведная
еврейская община). Окраинное положение киевской общины, видимо, способствовало
такому наименованию. Да и Днепр в те времена именовался «Израй-река». О многом свидетельствуют
и топонимические термины: "козары", "хазарские ворота",
"жидове", "жидовские ворота", упоминаемые в русских
летописях в 1146 и 1151 гг.
В хазарские времена в Киеве существовала большая еврейская община,
которая имела обширные связи с единоверцами разных стран и славилась своей
учёностью. Первый документ, в котором встречается упоминание о Киеве - это
письмо, написанное хазарскими евреями, проживавшими в Киеве в первой половине X
в. на прекрасном литературном иврите.
3) Чтобы осветить третью точку зрения на истоки иудаизма в Киеве,
которая является своеобразной компиляцией двух предыдущих, стоит обратиться к материалам
сайта российских хасидов chassidus.ru.
«Евреи
приходили в Киев не только с востока или из Крыма и Кавказа, но и из
европейских стран. Известно, что с девятого века проходили через славянские
земли купцы-евреи, которых арабские историки называют раданитами. Через этих
раданитов шла основная торговля Европы с Азией. Сказано о них в "Книге
путей и государств" арабского географа Ибн-Хордадбха: "Путь
купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски,
по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и
с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шелк,
меха и мечи... На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и
другие произведения восточных стран..." Раданиты везли товары разными
путями, в том числе и через славянские страны, к хазарам в Итиль, а оттуда
через Каспий — в Индию и Китай. Киев был узловой станцией на торговом пути, и в
еврейских источниках этих купцов называли "голхей русия" — идущие в
Русь.
Так
встретились на территории Киевской Руси евреи из Европы и Хазарии. В Киеве было
два особых квартала, один из которых назывался "Козары", а другой —
"Жидове". Возле второго квартала находились одни из ворот города —
Жидовские ворота, которые упоминаются в русской летописи за 1151 год: защищая
Киев от половцев, "Изяслав Давыдович стал меж Золотых ворот и Жидовских, а
Ростислав перед Жидовскими вороты". Евреи в Киевской Руси составляли
группу свободных людей, которые занимались транзитной торговлей, что было
чрезвычайно выгодно киевским князьям. Они пользовались свободой передвижения,
но жили преимущественно в городах, в особых кварталах. В. Татищев отмечал, что
в Киеве даже существовала синагога, в которой евреи заперлись во время смуты в
1113 году и выдержали осаду до прихода Владимира Мономоха.»
4) Три
точки зрения на историю. И каждая имеет право на жизнь. Как все было на самом
деле, мы, наверное, не узнаем никогда. Но с полной уверенностью можно
утверждать: иудейская община принимала активнейшее участие в политической,
социальной и экономической жизни древнего Киева. Вплоть до его полного
разрушения ордами Батыя в 1239-40 гг.
Вернулись
евреи в Киев лишь спустя 6 веков. И приложили немало сил и средств, чтоб
сделать его таким, каким мы знаем Киев сейчас. Но это уже совсем другая
история.
Из рабочей тетради Фридман И. "Маса Шарашим, Украина", опробировано 10-Б
Думаю історики "офіційної" історії як завжжди помиляються))) Євреї нізвідки не приходили вони в Києві завжди жили. Це насправді був кордон Іудейського царства після розділу царства Атилли (Давида). А росія всіляко намагається приховати факт того що центральна і сх Європа це фактично той самий Обіцяний Всевишнім край. Читаймо арабських істориків і робимо висновки... я дивуюся як могло стільки євреїв повестися на слова Сталіна про створення Ізраїлю (який їх винищив мільйонами!) і в самому СРСР була також політика антисимітизму з ціллю щоб євреї виїжджали у пустелю до арабів! власне це не нова політика росії (едому=сеїру=вавілону великого) це саме творилося ще за часів Володимира і так званого "хрещення" русі коли російська армія (варяги=скіфи) винищили 75% євреїв а всіх інших примусово навертали до грецької православної віри... синагоги руйнувалися на їх місці будувалися інші церкви уже за грецьким зразком в якому немає місця для євреїв- почалося переслідування євреїв-іудаїстів та євреїв-християн, які сповідували про прихід месії - вірили в єдиного Бога і великого пророка Ісуса, святкували пасху 14 нісана з прісними хлібами, святкували суботу...)
ОтветитьУдалить